Велопоход по Херсонской и Запорожской области. Май 2009 г.

Мелитополь - Каменная Могила - Геничевск - оз. Сиваш - Аскания Нова - Олешковские пески - Херсон

Я давно мечтал покататься на велике в краях именуемых Таврия, мне эти места казались очень интересными, несмотря на то, что наши велотуристы бывают там не весьма часто.
Еще в первый год моего катания на горном велосипеде я услышал об интересном месте под названием Каменная могила (Запорожская обл.). И только сейчас через 6 лет, наконец то, я туда попал. В этом походе я планировал проехать по побережью Азовского моря, заехать в начало велосипедной Мекки - косы Арабатская стрелка, проехать возле «Гнилого моря» - озера Сиваш, посетить всемирно-известный заповедник Аскания Нова, попытаться покататься по пескам наибольшей в Европе пустыни – Олешковским Пескам посетить Херсон и Николаев.
Так как до самого начала майских праздников моя девушка и неизменная спутница походов Катя самоотверженно пыталась дошить все заказы на изделия из мембраны и флиса, которых она набралась выше крыши, мы до самого начала нашего похода не могли определиться с датами, когда мы сможем выехать из Киева. В результате мы не смогли заранее объявить на форуме о походе и набрать группу попутчиков. Мы так и поехали вдвоем, благо опыт походов «на двоих» у нас уже предостаточный. В формате двухнедельных автономных походов в свое время уже посетили Одесскую область, объехали «Крым по периметру», и в компании с Катиным братом Вовой проехали тысячу км в походе «Большой поход по Карпатам». Одноименные отчеты о этих походах вы можете почитать на форумах.
Билеты мы взяли до Мелитополя на 6.05.09, а обратно должны были выезжать из Николаева вечером 11.05.09. Всего у нас получалось почти 5 целых ходовых дней, и по моему треку получался маршрут протяженностью 650 км. Учитывая что ехать планировалось практически всегда по равнине, километрах казался мне вполне реальным.
Стартовали из Киева и прибыли в точку отправления по графику. Еще до обеда добрались до Каменной могилы. Место оказалось довольно ухоженным, и как рассказал нам один, не в меру общительный, сотрудник, с прошлого года президентским указом это место приобрело статус заповедника. Наверное, это правильно. Территория теперь ухожена, огорожена забором, мусор не валяется на каждом углу, как это часто можно увидеть в других раскрученных туристических местах. Пещеры под каменными плитами археологи специально защитили от наших туристов вандалов и засыпали песком до лучших времен, когда появится финансирование и возможность нормально исследовать петролигифы, которым по некоторым оценкам 16-17 тысяч лет.
Еще немного побродив по каменным плитам и окрестностям, мы выдвигаемся в обратном направлении в сторону Мелитополя. На обратном пути нам почти в лицо дует степной ветер, он средней силы, но зато стабильно не прекращающийся. Надо заметить, что в течении всего похода нас сопровождал ветер, очень изредка он был попутный или хотя бы боковой, и почти всегда это ветер нам дул в лицо. Это, наверное, была одна из главных причин, что мы не смогли проехать запланированный километраж 650 км. В моих грандиозных планах было посещение Азово-Сивашского национального парка вблизи Федотовой косы на Бирючем острове, но оценив нашу скорость передвижения я убрал из маршрута заезд туда и мы поехали в направлении Геничевска с целью заехать в начало Арабатской стрелки.
Во второй половине дня мы свернули с трассы поближе к Азовскому морю, перешли на второстепенные дорожки, которые иногда переходили в грунтовки. Проехались по песчаным дорожкам Богатырского лесничества (такое название из-за соседства с селом Богатырское) в конце которого вышли к Молочному лиману. Здесь нас начали настигать грозовые дождики иногда переходящие даже в град. Температура воздуха была в пределах 15 градусов. Постоянный ветер и внезапные осадки заставляли оставлять верхнюю одежду на нас, благо мы взяли с собой мембранные курточки нашего производства, которые защищали и от порывов холодного ветра и от осадков. Когда же выходило солнце и начинало пригревать, достаточно было лишь открыть вентиляцию и расстегнуть центральную молнию, и уже становилось вполне комфортно. В результате, в течении первых трех дней, мы практически не снимали курточек.
Первая ночевка у нас была в небольшом лесочке над речкой Малый Утлюк возле села Шелюги. Место оказалось очень приятное. Как только мы туда заехали, я вспомнил фильм "Поющие в терновнике". Хоть с содержанием фильма никакой связи и не было, но громкое птичье пение над колючими цветущими кустарниками придавало особый оттенок нашей стоянке. Когда на следующее утро мы выехали на дорогу, то увидели табличку, что это оказывается какой то там то ли заказник, то ли парк, вобщем охраняемая территория. Но из-за полного отсутствия каких-либо туристов, мы не встретили ни охранников или каких-то других сотрудников заказника.
На следующий день мы доехали до широкой части Утлюкского лимана. Часть дороги в направлении Геничевска мы проехали параллельно береговой линии лимана, но из-за надвигающейся большой черной тучи решили уйти от воды на материк к селу Новогригоровка. В селе нас застал страшный ливень с очередной порцией града, но мы воспользовались этой ситуацией для того что бы в одном из магазинчиков устроить себе обед. Дождь хоть и был обильным, но быстро закончился, и дальше я нацелился проехать по прямой как стрела грунтовке прямо до Геничевска. Но буквально через километр, мы въехали на полевую дорогу покрытой отборной глиной, которая моментально налипала на колеса и забивала пространства в горилле вилки и в задних перьях рамы так, что колеса просто переставала вращаться. Немного помучавшись с отковыриванием палочкой грязи с колес, мы решили повернуть в сторону ближайшего асфальта и, с горем пополам, по травке, добрались до него в селе Драгоманово. По сельским дорожкам разного качества мы таки докатились до трассы на Геничевск и к вечеру въехали в город и заехали в начало косы Арабатская стрелка. Надвигался вечер, а до узкой части косы еще было далеко, мы решили вернуться на континентальную часть, и за Геничевском нашли себе уединенное местечко в лесополосе недалеко от трассы.
Так как это место ночевки не отличалось чем-то необычным, то я немного опишу наши вечера, и в частности процедуру приготовления еды. В этот поход я специально не брал ни газовую ни мультитопливную горелку, потому что очень люблю разводить костер и наблюдать закат солнца сидя возле огня. В этот раз мне всегда легко удавалось разжечь костер, чувствовалось, что мы путешествуем по засушливым местам. Я знаю, что буквально через месяц-полтора вся трава здесь уже пожелтеет. В некоторые года, от недостатки влаги, засыхает даже часть деревьев и степных кустарников.
Наш рацион в походе довольно прост, мы кипятим на костре в кастрюльке воду, и готовим рис или гречку быстрого приготовления, потом добавляем в такой гарнир консервы или колбасу, по возможности стараемся добавить в рацион овощи, приобретенные в соседних селах. Сон после ходового дня разбирает нас очень быстро, и уже к 10ти часам вечера мы обычно засыпаем мертвым сном. С утра просыпаемся довольно рано, в часов 6-7, причем самочувствие с утра обычно просто отличное. Утром тоже стараемся покушать тепленького и попить горячего чая, и к часам 9ти мы уже можем выезжать по маршруту.
Третий походный день выпал на праздничное 9 мая. Еще до обеда мы въехали в большое село Новоалексеевка. Здесь проходит железная дорога, и село выглядит достаточно богато, на местном рынке мы пополнили запасы продовольствия. Как я понял, в этом селе и в некоторых соседних селах, преимущественно живут крымские татары, наверное, осевшие здесь еще во время их депортации Сталиным.
Дальше наш трек свернул на юг к побережью оз. Сиваш. В мае в степи цветет очень много трав и кустов, особенно в приозерных лугах. В этих местах людей не очень много, что позитивно сказывается на различной живности. По пути мы наблюдали белых и черных аистов и различных мелких птичек, а также больших хищных птиц. Прямо на дороге мы видели небольших змеек, насколько я понял, это были ужи. Еще возле этих озер, даже под палящем солнцем, живет множество комаров и других насекомых, благо они не могут кусать когда мы едем.
Ознакомившись с природой Сиваша мы свернули в сторону Новотроицка, где вышли на трассу и к вечеру добрались до всемирно-известного теперь заповедника Аскания-Нова. Въезд в заповедник впечатлял. Когда начались его территория, вокруг нас мы обнаружили нетронутую бескрайнюю степь. Я впервые попал в такое место, где со всех сторон горизонт был идеально ровным и пустынным. В поле зрения не попадало ни единое деревцо, кустарник, либо какое то человеческое строение, вокруг нас была только степная трава и майские цветы. Вскоре мы добрались до основной части заповедника и дендропарка. Так как дело близилось уже к вечеру, мы нашли себе прекрасное место для стоянки в лесополосе и заночевали там.
С утра мы поехали на экскурсию в дендропарк, заехали в него через какие то невзрачные ворота, немного проехали по нему на великах, осмотрели озерца и строения, пофоткались. Но потом на нас обратил внимание охранник, который рассекал по парку на складном велике типы Десны. Он сообщил нам, что посетителям с великами по парку перемещаться никак нельзя, и повел нас к выходу. В зоопарк мы уже решили не заходить, и потому что очередь в кассы нас не вдохновляла, и потому что мы уже насмотрелись на гуляющих животных сквозь сетку забора. Больше в этом поселении для нас не были ничего интересного, и мы поехали дальше по треку.
Дорога до нашей следующей цели наибольшей пустыни Европы - Олешковских Песков пролегала по не особо интересным дорогам херсонской области. Практически все земледелие региона зависит от оросительных каналов, которых было довольно много настроено здесь еще в советские времена. В одном из таких каналов мы помыли наши, замурзаные за 3 мокрых дня, велики. По дороге нам часто встречались татарские села. Они ничем таким особым не отличались, разве что были относительно чистенькие и на дорогах не валялись пьяные мужики.
В районе села Велики Копаны мы заехали в лес, ограничивающий пустыню от внешнего мира и предотвращающий ее дальнейшее расширение. Там мы нашли укромное местечко для стоянки. Так как это была наша последняя ночевка в походе, мы ее скромно отпраздновали. Утром я попытался сделать разведку в глубь леса, что бы понять, как далеко находится основная часть пустыни. Пешком идти оказалось слишком далеко, поэтому мы собрали лагерь и выехали по одной из дорожек в глубь пещеры. Со временем грунт постепенно превратился в песок и ехать стало невозможно даже на наших покрышках 2,3". Еще примерно пол часа ходьбы, и мы достигли границы леса, и впервые в своей жизни увидели настоящую пустыню. Там провели небольшую фотосессию, и особо не углубляясь в пески развернулись назад, и вскоре по той же дорожке вышли на асфальт.
Наша дорога до Херсона проходила по оживленной трассе, а на небе совсем пропали тучки, и солнце разогрело воздух до очень высокой температуры. Я в очередной раз порадовался тому, что этот регион мы посещаем весной, а не летом. Я мазал свои открытые участки кожи солнцезащитным кремом, но это меня полностью не спасло, совсем белая кожа на руках немного сгорела и потом в Киеве даже облезла.
На въезде в Херсон нам встретилось пара общительных велосипедистов в шоссейных кепках, и мы немного пообщавшись, благодаря их подсказкам быстро и удобно доехали до ж/д вокзала. До поезда еще оставалось пара резервных часов времени которые мы с удовольствием потратили на обед в, шикарном по местным меркам, ресторанчике. Местные крутелыки, обильно обедавшие за соседним столиком заговорили со мной, они почему то подумали что мы туристы из России, я сообщил им что мы таки из Киева, и вкратце рассказал им о том как мы любим путешествовать на велосипедах.
Билеты на Киев у нас были с Николаева, так как первоначально планировали доехать туда своим ходом. Но времени не хватало, поэтому мы подъехали в Николаев на другом поезде. И у нас даже оказалось около часа для беглой велоэкскурсии по привокзальным кварталам этой столицы кораблестроения Украины.
Киев встретил нас переменной облачностью и небольшими дождями, но это был уже совсем родной дождь.

Общий километраж похода - 450 км.
Ходовых дней – 5
Полный фотоальбом здесь: http://aroma.io.ua/album233598
Если у вас есть какие то вопросы по маршруту, или кто то заинтересовался изделиями, которые мы шьем, звоните мне 8 (063) 2209764, или стучитесь в аську 43817789, ну или смотрите фото на страничке http://otkati.io.ua/album